TTA Lossless Audio Codec - True Audio Compressor Algorithms


TTA lossless audio compressor algorithms
The basic principles of lossless audio data compression

It is well known that there is no effective algorithm that can compress of arbitrary input data without a loss. The high compression level for audio data can be achieved only with algorithm that account for data characteristic features. TTA audio compressor is meant for lossless compression of multichannel 8,16 and 24 bit audio data, stored in a popular WAV format files.

Lossless data compression is not new technology. This principle is incorporated in well known compression utilities such as PkZip, Compress or Gzip for text and binary files compression. This is a compression without loss, because files after decompression are identical to original ones. Unfortunately, these programs, which usually uses Lempel-Ziv's algorithms variants, does not shows good results for multimedia data compression. Though majority of text files can be compressed with ratio greater than 2:1, the sizes of multimedia files remains practically the same.

Compression utilities that based on Lempel-Ziv's algorithm substitutes for symbol group with pointer to that text fragment when the group occurs earlier. For audio files the symbols corresponds to signal samples. Unfortunately, the sequences of repeating signal samples are very rare and so the compression ratio is very low. In addition, these compression utilities does not use substantial feature of multimedia files - strong dependence between neighbor signal samples. Because of that all modern algorithms for multimedia data compression includes data decorrelation stage for lowering of this statistical dependence. The modern compressors usually has two preliminary stages: intra-channel decorrelation and a prognostic modeling.

The residual decorrelated signal usually compress without loss by one of the well-known entropy coding technique. In fact, all modern audio compressors uses one of following techniques: Huffman coding, run length encoding (RLE) or Rice coding.

Mostly all of modern lossless multichannel audio compressors are constructed by general plan which includes four main stages:

  1. Signal decomposition by blocks;
  2. Inter-channel decorellation;
  3. Signal modeling (prognosing);
  4. Entropy coding.

TTA lossless audio compressor architecture includes all of these canonical stages. After block decomposition the data are subjected to intra-channel decorrelation and then transferred to prognosis stage. On this stage the modeling of input signal is realized by 2-step adaptive filter. The difference between original and prognosis signal is transferred to entropy encoder. The residue signal is compressed by Rice coding. Let us consider the TTA audio compressor architecture in detail.

The optimal block size depends greatly on chosen compression algorithm for modeling stage. In general case for the sake of opportunity to restore the defective files the block size must be sufficiently small. Yet the reduction of block size leads to expanding of frame headers amount and so compression level is reduced. The increasing of block size tends to more difficult editing of compressed digital stream. In the case of statistical modeling the block size also must not be large since effective signal modeling becomes impossible. Our compressor uses dynamic (adaptive) signal modeling. The algorithms of this type are effective only for big frames. For audio data compression TTA compressor uses a frames with a duration about 1 sec.

The multichannel incoming data can be subjected to intra-channel decorrelation. As an example, for two-channel data the two of original channels are transformed to mean and difference channels by the next formulas: mean = (first + second)/2, difference = first - second. For the sake an excluding of data loss these formulas should be converted to: difference = first - second, mean = first - difference/2.

For multichannel audio data with good correlation between neighbor channels, this procedure usually gives considerable enlargement of compression rate.

On modeling stage the TTA lossless audio compressor tries to approximate the signal with such function that the result of substraction of this function from original signal (which is called residue, difference or error) has the minimal value. In contrast to the other stages (intra-channell decorrelation and residue coding), which remains practically the same, the modeling stage differs a great deal. Below we give the main of methods which have been tested in the TTA compressor constructing activity:

  • Signal approximation with a set of polynomial predictors;
  • Signal modeling by linear prediction method (LPC);
  • Signal modeling with adaptive filters.

The best results have been received by method of signal modeling with adaptive filters.

This method uses IIR (Infinite Impulse Response model) filters, which parameters are changing adoptively during the work process. The base system element is the p-dimensional nonrecursive filter, which in general case is described by the following expression:

(1)

where x'[n] - is a predicted value of the new sample x[n]; v[n,k] - next value of the filter weight coefficients; r - signal delay. Filter weight coefficients are defined by the formulae:

(2)

where m - is an coefficient which defines the filter's adaptation speed; e[n] - next value of output signal (error signal); sgn - sign of the signal [.];

The minimization of the residue e[n] = x[n] — x'[n] can be achieved with a help of various algorithms, such as Widrow-Hoff's least mean square error algorithm (LMS) which is based on statistical approach or recursive least squares algorithm (RLS). Though the second algorithm has greater convergence speed, it demands sufficiently more processor resources. Thus we use LMS algorithm in the TTA compressor. The TTA compressor algorithm convergence is realized by quickest descent method, moreover, for calculation simplification we use Widrow-Hoff's gradient stochastic approximation. As a optimal criterion for convergence speeding we use minimum of module of the filter error. Independently from the value of filter coefficients matrix v, which can be arbitrary, the algorithm converges at the average and remains stable while the parameter m satisfies the condition 1/λmax > m > 0, where a λmax - is a maximum of autocorrelation matrix eigenvalue for input signals. Output residue filter signal is defined as a difference between real signal and prognostic value which is computed as a convolution of real signal with weight coefficients of transversal filter according to (1). The impulse characteristic of this filter (of weight coefficient vector of dimension p) is renewed on each time discrete moment according to (2).

The TTA lossless audio compressor algorithm differs insignificantly from described above. The input signal undergoes 2-stage filtration. On the first stage we use zero level predictor as a filter and so the error signal is defined by the next formulae:

(3)

where k sufficiently close to 1.

On the next, a final stage of a filtration we use a set of analogous to described above, wide-banded filters.

This technique is most effective among examined modeling signal techniques both by prognostic precision and processing speed. It's shortcomings is ineffectiveness for blocks of small size and as corollary the difficulties in editing of compressed stream.

When the model is chosen, the encoder subtracts the approximation from original. If the model is incorrect, then the difference between original signal and prognostic one is residue signal, which after that is encoded without loss. We use the fact that difference signal usually has Laplas distribution and there is a set of Huffman special codes, which is called Rice codes, that can effectively and quickly encode these signal without a dictionary. Rice encoding consists of finding the one parameter that corresponds to signal distribution, which then is used for code composition. If we change the distribution the optimal parameter also changes, so there is technique that can evaluate it if necessary. If the prognosis is effective, then the residue signal will have less bits than original one. Further, usually the residue signal is parted by smaller blocks , which has his personal Rice parameter. The smaller blocks size choice also influences on encoding effectiveness. TTA lossless audio compressor uses adaptive encoding technique with dynamic definition of Rice parameter for residue encoding. In this case we do not carry out the partition of residue signal by smaller blocks.

References

  1. A.V.Dzhurik, P.G.Zhilin. Siberian Solar Radiotelescope: The PCA format for the SSRT data compression. Numerical methods and programming, The Lomonosov Moscow State University, 4 (2003), 278-282.
  2. M.Hans, R.Schafer. Lossless Audio Coding. Technical Report. CSIP TR-97-07. Atlanta, 1997.
  3. T.Robinson. SHORTEN: Simple lossless and near-lossless waveform compression. Technical report, Cambridge University Engineerig Department. Cambridge, December 1994.
  4. P.C.Craven, M.J.Law, and J.R.Stuart. Lossless Compression using IIR Prediction Filters. 102nd AES Convention. Munich, March 1997.
  5. R.F.Rice, Some practical universal noiseless coding techniques. Technical Report. JPL-79-22, Jet Propulsion Laboratory. Pasadena, 1979.

TTA аудиокодек без потерь — Теория компрессии


Алгоритм работы беспотерьного аудио компрессора True Audio (TTA)
Основные принципы компрессии аудио данных без потерь

Общеизвестно, что нет алгоритма, способного сжать без потерь входные данные любого типа. Высокая степень компрессии аудио данных может быть достигнута только с помощью алгоритма, учитывающего их характерные особенности. TTA аудио компрессор предназначен для беспотерьной компрессии мультиканальных 8-,16- и 24-битных аудио данных, предварительно сохраненных в виде файлов, в популярном формате WAV.

Сжатие данных без потерь — не является новой технологией. Этот принцип используется известными утилитами сжатия типа PkZip, Compress или Gzip для компрессии текста и двоичных файлов. Это сжатие без потерь, потому что файлы после декомпрессии остаются идентичны оригиналам. К сожалению, указанные выше программы, обычно использующие варианты алгоритмов Лемпела-Зива, не показывают хороших результатов в сжатии мультимедиа данных. В то время как большинство текстовых файлов может быть сжато с коэффициентами большее чем 2:1, размер мультимедиа файлов практически не меняется.

Утилиты сжатия, основанные на алгоритме Лемпела-Зива заменяют группу символов указателем на тот фрагмент текста, где они встречаются ранее. На примере мультимедиа файлов символам соответствуют выборки сигнала. К сожалению, последовательности повторений тех же самых выборок сигнала очень редки, так что коэффициент сжатия получается очень низким. Кроме того, эти утилиты сжатия не используют важную особенность мультимедиа файлов — сильную зависимость между соседними выборками данных и между соседними каналами в случае многоканальных данных. Именно по этому все современные алгоритмы сжатия мультимедиа информации включают стадию декорреляции данных, в целях снижения этой статистической зависимости. В современных компрессорах обычно присутствует как минимум две стадии декорреляции: межканальная декорреляция и прогнозирующее моделирование.

Остаточный декоррелированый сигнал обычно сжимается без потерь одним из известных методов кодирования энтропии. Фактически, все современные компрессоры используют по крайней мере один из следующих методов: кодирование Хаффмана, Кодирование повторов (RLE), или кодирование Райса.

Обычно, современные многоканальные компрессоры мультимедиа данных без потерь строятся по общей схеме, включающей в себя четыре основных этапа:

  1. Разбиение сигнала на блоки;
  2. Межканальная декорреляция;
  3. Моделирование сигнала (прогнозирование);
  4. Кодирование остатка.

Архитектура беспотерьного компрессора TTA включают все описанные выше стадии. Разбитые на блоки данные подвергаются межканальной декорреляции и передаются далее на стадию прогнозирования. На этой стадии моделирование входного сигнала осуществляется с помощью 2-х ступенчатого адаптивного фильтра. На кодировщик энтропии передается разница между оригинальным сигналом и спрогнозированным. Остаточный сигнал сжимается с использованием кодов Райса. Рассмотрим архитектуру TTA аудио компрессора подробнее.

Выбор оптимального размера блока очень сильно зависит от выбранного алгоритма компрессии на стадии моделирования. В общем случае в целях обеспечения возможности восстановления поврежденных файлов размер блока должен быть как можно более малым. Уменьшение размера блока ведет к увеличению количества заголовков фреймов, что уменьшает степень сжатия файла. Увеличение размера блока делает редактирование сжатого цифрового потока более трудным. В случае статического моделирования размер блока также не должен быть большим, так как в этом случае не возможно эффективное моделирование сигнала. TTA компрессор использует динамическое (адаптивное) моделирование сигнала. Применение алгоритмов этого класса эффективно лишь на больших фреймах. Для сжатия аудио данных TTA компрессор использует фреймы, длительностью около 1 секунды.

Поступающие на вход TTA компрессора мультиканальные данные подвергаются межканальной декорреляции. На примере двухканальных данных – два исходных канала преобразуются к среднему и разностному по формулам: средний = (первый + второй)/2, разностный = первый — второй. В целях исключения потери данных описанная формула приводится к виду: разностный = первый – второй, средний = первый – разностный/2.

Для многоканальных данных с хорошей корреляцией соседних каналов это обычно приводит к значительному увеличению степени сжатия.

На стадии моделирования беспотерьный компресор TTA пытается аппроксимировать сигнал такой функцией, чтобы полученный после ее вычитания из оригинала результат (называемый разностью, остатком, ошибкой) был минимальным. Если в процессе разработки существующего алгоритма компрессора другие стадии (межканальная декорреляция и сжатие остатков) оставались практически неизменными, то стадия моделирования претерпела ряд значительных изменений. Ниже приведены основные из опробованных в процессе разработки компрессора методов:

  • Аппроксимация сигнала с помощью множества постоянных предикторов;
  • Моделирование сигнала методом линейного предсказания (LPC);
  • Моделирование сигнала с помощью адаптивных фильтров.

Наилучшие результаты (приемлемая степень компрессии и высокая скорость работы) были достигнуты моделированием сигнала с помощью адаптивных фильтров.

В этом методе используется IIR (Infinite Impulse Response model) фильтры, параметры которых изменяются адаптивно в процессе работы. Базовым элементом системы является p-мерный нерекурсивный фильтр, в общем случае описываемый следующими выражениями:

(1)

где x'[n] — предсказанное значение новой выборки x[n]; v[n,k] — очередное значение весового коэффициента фильтра; r — задержка сигнала. Весовые коэффициенты фильтра определяются по формуле:

(2)

где m — коэффициент, определяющий скорость адаптации; e[n] — очередной отсчет выходного сигнала (сигнала ошибки); sgn — знак сигнала [.];

Минимизация остатка e[n] = x[n] — x'[n] может быть реализована с помощью различных алгоритмов, таких как: алгоритм минимума среднего квадрата ошибки Уидроу-Хоффа (LMS), основанного на статистическом подходе или же, рекурсивным алгоритмом наименьших квадратов (RLS). Второй, хоть и имеет более высокую скорость сходимости, но отнимает значительно больше ресурсов процессора. Поэтому, в компрессоре TTA был использован LMS алгоритм. Сходимость алгоритма TTA осуществляется по методу наискорейшего спуска, причем, для упрощения вычислений используется стохастическая аппроксимация градиента по Уидроу-Хоффу. Для ускорения сходимости в качестве критерия оптимальности используется минимум модуля ошибки фильтра. Независимо от начального значения матрицы коэффициентов фильтра v, которое может быть произвольным, алгоритм сходится в среднем и остается устойчивым до тех пор, пока параметр m удовлетворяет условию 1/λmax > m > 0, где λmax — максимум собственного значения автокорреляционной матрицы входных сигналов. Выходной остаточный сигнал фильтра, определяется как разность между реальным сигналом и его предсказанным значением, которое вычисляется как свертка реального сигнала с весовыми коэффициентами трансверсального фильтра в соответствии с (1). Импульсная характеристика этого фильтра (или вектор весовых коэффициентов размерностью p) обновляется на каждом дискретном моменте времени n в соответствии с (2).

Алгоритм работы беспотерьного TTA компрессора незначительно отличается от описанного выше. Входной сигнал проходит 2-х ступенчатую фильтрацию. На первой стадии в качестве фильтра выступает предиктор нулевого порядка. Т.е. сигнал ошибки определяется следующей формулой:

(3)

, где k достаточно близко к 1.

На следующей, последней стадии фильтрации используется аналогичный, описанному выше широкополосный фильтр.

Описанный метод является наиболее эффективным из рассмотренных методов моделирование сигнала, как по точности предсказания, так и по скорости работы. К недостаткам метода можно отнести неэффективность метода на блоках малого размера и как следствие сложность редактирования сжатого потока.

Когда модель подобрана, кодировщик вычитает приближение из оригинала. Если модель не описывает сигнал точно, разница между оригинальным сигналом и спрогнозированным представляет собой остаточный сигнал, который затем кодируется без потерь. Для этого используется то обстоятельство, что разностный сигнал обычно имеет распределение Лапласа и есть набор специальный кодов Хаффмана, называемые кодами Райса, позволяющие эффективно и быстро кодировать эти сигналы без использования словаря. Кодирование Райса состоит из нахождения одного параметра, отвечающего распределению сигнала, а затем использования его для составления кодов. При изменении распределения меняется и оптимальный параметр, поэтому имеется метод позволяющий пересчитывать его по необходимости. Если предсказание эффективно, остаточный сигнал будет занимать меньше бит на выборку, чем оригинальный сигнал. Далее, обычно остаток разбивается на подблоки, у каждого из которых будет свой параметр Райса. Выбор размера подблока также влияет на эффективность кодирования. TTA компрессор для кодирования остатка использует адаптивный метод кодирования с динамическим определением эффективного параметра Райса. При этом разбиение остаточного сигнала на подблоки не производится.

Литература

  1. А.В.Джурик, П.Г.Жилин. Сибирский Солнечный Радиотелескоп: Формат PCA компрессора данных ССРТ. Вычислительные методы и программирование, (Научно-исследовательский вычислительный центр МГУ им. М. В. Ломоносова), 4 (2003), 278-282.
  2. M.Hans, R.Schafer. Lossless Audio Coding. Technical Report. CSIP TR-97-07. Atlanta, 1997.
  3. T.Robinson. SHORTEN: Simple lossless and near-lossless waveform compression. Technical report, Cambridge University Engineerig Department. Cambridge, December 1994.
  4. P.C.Craven, M.J.Law, and J.R.Stuart. Lossless Compression using IIR Prediction Filters. 102nd AES Convention. Munich, March 1997.
  5. R.F.Rice, Some practical universal noiseless coding techniques. Technical Report. JPL-79-22, Jet Propulsion Laboratory. Pasadena, 1979.